Обязательные комплексы чемпионата России по пилотажу. Мой опыт

Обновлено:

В этой статье я хочу ознакомить как мы, спортсмены- летчики авиаспортклуба ДОСААФ развивались , осваивали высший и обратный пилотаж, тренировали обязательные комплексы чемпионата РСФСР  80-ых годов 20 века и участвовали в  зональных и матчевых соревнованиях.

О том, что привело и как я начала заниматься в авиаспортклубе ДОСААФ г. Чебоксары, можно ознакомиться здесь.

ПРИБЫТИЕ УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПИЛОТАЖНЫХ САМОЛЕТОВ ЯК-52

Зимой, в начале 1983 года в наш авиаспортклуб начали поступать двухместные с металлической обшивкой спортивные самолеты. Техники начали подготавливать авиатехнику к полетам. А мы, спортсмены, начали изучать и сдавать зачеты по матчасти, изучая конструкции самолета и двигателя, оборудования и правил их эксплуатации на земле и в воздухе.

Оказалось, что на нем можно учиться выполнению фигур пилотажа, начиная с простого до сложного, а далее высшего пилотажа. 

Як-52 внешне напоминает самолет истребитель военного времени. Двухместное. Впереди место предназначено для спортсмена, а сзади для летчика-инструктора.

Педали можно регулировать, поближе к сиденью, или подальше, от роста человека.

К слову сказать, я среднего роста. и до педалей ноги доставали слегка. Поэтому мне по рекомендации пришлось сделать маленькие подушечки, набитые травой и подкладывать на сиденье, чтоб выше сидеть, и за спину, чтоб достаточно надежно доставать до педалей.

1983 ГОД - НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПОЛЕТА

К полетам на новых самолетах вначале приступили наши инструктора. Им надо было осваивать, чтобы потом учить нас, своих спортсменов. Вывозные полеты с ними проводили обученные до этого начальник клуба и зам. по летной. Отрабатывали взлет-посадку, полеты в зону.

Занимались согласно программе курса учебно-летной подготовки. 

В этот год спортсменам мало досталось возможности полетать. За летний сезон так и не успела пройти вывозную программу и вылететь самостоятельно. 

Но был заложен фундамент для дальнейшего развития, летать не только по маршрутам, как на ЯК-12.  

В этот год была открыта возможность для технического обновления всех авиаспортклубов ДОСААФ СССР. Эти самолеты обещались обучению выполнения фигуры пилотажа, развивать массово спорт  высокого класса.

Спортивно-тренировочный самолет стал единственным в мире учебно-тренировочным спортивно-пилотажным самолетом, способным обучить летчика с "нуля" и довести его до уровня мастера спорта по высшему пилотажу.

 Як-52 разработан в 1974 году ОКБ Яковлева, серийно стал выпускаться в 1979 году в Румынии по кооперации в рамках СЭВ. Выпущено 1800 самолет. 339 из них попали в Россию.(Из Википедии).

С 1984 года вплотную начались полеты со спортсменами. В этом году я налетала 38 часов, вылетела самостоятельно и налетала  одна 11 часов по кругу и в зону на простой пилотаж.

НАБОР НАВЫКА В ПИЛОТИРОВАНИИ, НАКОПЛЕНИЯ  ОПЫТА

С 1985 года начали знакомиться обязательным комплексом чемпионата России. 

.

На первых соревнованиях РСФСР на ЯК-52, который проходил 14-18 июля 1985 года в г. Иваново, участвовал постоянный состав наших авиаспортклубов, то есть летчики-инструктора. Нас, подающих надежду на перспективу спортсменов, взяли судьями от команды, чтобы учились и понимали, как оценивается пилотаж.

Также в конце летного сезона устраивались в Чебоксарах соревнования городов Поволжья.

В программе соревнований было три упражнения.

Первое упражнение  называлось 1ПС  или 1ППС- обязательный комплекс по программе соревнований РСФСР, составленный из фигур пилотажа.

Каждая фигура  имеет свой коэффициент сложности. Умножая среднюю оценку, которая выводилось из оценок судей, на коэффициент сложности фигуры, в конце суммируя получали результат очков, который спортсмен набирал в процессе пилотажа. Оценка варировала от 0 до 10 баллов.

0 ставился, если фигура не получалась, или выполнена не в том направлении.

Второе упражнение 2ПС - комплекс составляет сам спортсмен на определенную сложность.

Третье упражнение - 3ПС - это полет по треугольному маршруту, с выходом в заданное время на поворотные пункты и прибытием в точно обозначенное  время на конечный пункт.

Каждая секунда, рано прилетевшая или опоздавшая, приносила штрафные очки. Также штрафовалось, если на поворотные пункты прилетаешь на более чем на 30 секунд раньше или позже. На поворотных пунктах тоже сидели судьи.

Надо было на земле  прокладывать заданный маршрут, провести расчет  курса следования с учетом влияния ветра на каждом отрезке времени, обозначить ориентиры на земле, подписать у штурмана  и получить допуск в полетном листе. Заданная высота полета самолета  300м.

 В 1988 году на зональных соревнованиях в Йошкар-Оле мы летали над Марийскими лесами.

В таблице приведены сводные данные результатов соревнований по самолетному спорту Западно-Уральской зоны, состоявшаяся в июле !988г. в г. Йошкар-Ола, записи которых сохранились у меня в блокноте.

На фото команда Йошкар-Олы. К сожалению, такого качественного фото нашей команды не было сделано.

С 1989 года соревнования выполнялись на одноместных самолетах ЯК-55.

На фото команда города Ишима, приехавшие на соревнование.

Третье упражнение 3ПС - полет по маршруту был заменен на темный комплекс. Каждая участвующая на соревнованиях команда давала свои фигуры или несколько фигур.

Расчет на то, давая свои отработанные сложные фигуры, конкурентов , честно говоря, "подвести", чтобы те на фигуре смогли споткнуться и набрать меньше баллов. Побеждает сильнейший, умелый.

Судейская команда составляла из этих фигур комплекс и надо было этот комплекс выполнить, не тренируясь. То есть тренируясь только на земле или представляя в уме.

Так, впервые выполняла без тренировки четыре бочки на вираже. Учились справляться с психологическими моментами, собрав волю в кулак, чтоб не подвести команду и не приносить нули в общий зачет.

С опытом учились справиться со всеми щекотливыми фигурами.

При выполнении фигур перегрузки ограничивались от минус 2 до плюс 5. То есть если я весила 60 кг, то вес мой колебался от 30 кг до 300 кг, меняясь в течении нескольких секунд. На соревнованиях за превышение допустимых перегрузок ставили штрафные очки. Бывало, от перегрузок на несколько мгновений темнело в глазах.

После выполнения задания выходили из самолета уставшими, но довольными, заряжаясь энергией от освоения новой фигуры или отработанного комплекса.

ИДЕМ НА МАСТЕРСТВО ПИЛОТАЖА

На рисунке приведены зачетные полеты на допуск определенных фигур пилотажа командующим составом авиаспортклуба после проверки на ЯК-52. После допуска тренировались на одноместных самолетах ЯК-50, Як-55.

В 1990 году чемпионат России был назначен провести в г. Чебоксары.

Мы, как хозяева, тоже получили допуск к соревнованиям, где участвовали команды-победители зональных соревнований, сильнейшие спортсмены России.

Программа соревнований состояла из трех упражнений: 

1. Обязательный комплекс по программе соревнований РСФСР 1990 года.

2. Произвольная программа спортсмена.

3. Темный комплекс. 

Так, по третьему упражнению - темный комплекс, впервые без тренировки, отрабатывая фигуру только на земле, пришлось выполнять колокол (6-ая фигура в 3ПС-90 РСФСР).

Колокол - самолет на вертикали, скорость снижается и в определенный момент самолет падает вниз на хвост...и нужно в заданном направлении в определенный момент вывести самолет из фигуры.

Справилась, фигуру не сорвала!

В сентябре в Чебоксарах провели соревнования городов Поволжья, где я и спортсмен Марченко Николай выполнили нормативы мастера спорта, а Марков Юра выполнил нормативы и получил звание мастера спорта на год раньше.

Да, на удостоверении опечатка, должен стоять 1990год. который я заметила много времени спустя, но это не главное.

 ПЕРЕМЕНЫ

Начинались перемены в стране. Я завершила свою полетную жизнь. Перевернула данную страницу жизни. Впереди меня ждала другая сфера жизни.

В статье умышленно использовала те старые записи комплексов, которые сохранились у меня в блокноте. Эти записи - уже история.

Да, данный вид спорта был дорогой. Надо были

- технические средства: сами самолеты, средства связи, средства управления полетами, средства пеленгования, летное поле, здание для занятий, для зарядки аккумуляторов, гаражи. 

- постоянный состав (начальник клуба, зам по полетам, штурман, начальник штаба, медработник, командир летного звена, инструктора, тренер по пилотажу, авиатехники, связист, аккумуляторщик, водитель) и многое другое, чтобы обеспечить обучение желающих летать

Сколько спортсменов, пройдя закалку  в авиаспортклубах ДОСААФ СССР, сознательно продолжали учиться в летных училищах, получали путевку на работу в небе!

Здорово развивался самолетный спорт в восьмидесятые годы прошлого века! Кто проходил по здоровью, всякий молодой человек мог научиться летать в авиаспортклубах ДОСААФ бесплатно, стать мастером пилотажа.

Мне очень жаль, что все это загублено. В данное время обучение полетам доступно только избранным, кто имеет возможность оплачивать обучение полетам. А до мастерства пилотирования достигают уже гораздо меньше людей. 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможно, где-то я допустила искажения в описании, прошло много времени. Прошу меня извинить. Пишу свои воспоминания спустя 30 лет.  Может, найдется и бывший летчик спортсмен и дополнит мои воспоминания

Если Вам была интересна моя история, поделитесь со статьей в соцсетях, пишите комментарии.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение